Отзыв на фильм «Цвет граната»
Параджанов для меня всегда был художником от кино. Абстрактный экспрессионист и импрессионист одновременно, вместо красок и холста использующий киноискусство. И та техника, тот инструментарий, который уже просматривался в «Тенях забытых предков» вылилось в нечто совершенно новое в «Цвете граната».
Статика кадра, в которой буквально взрываются все движения, приобретают новую глубину взгляды, все наполняет особым символизмом. Цвет, предметы и даже линии превращаются в действующих лиц едва ли не более значимых, чем люди в кадре. Завораживающее течение красок и постоянно повторяющиеся детали - от движения маятника (или церковного звона…), до петуха, кружева, ковров и книг - и сцены, меняющие лишь цвет, потрясающая скульптурная статика поз и вереница образов в этой картине со строгой хронологией, но без сюжетной линии обрушивают на вас вихрь эмоций. Даже ветер здесь превращён в инструмент.
Просмотр ленты, переплетающий поэзию и визуализацию, раскрывающей не биографичные подробности, а духовный мир и рост превращается в аналогию выставки современного искусства - опыт эмоциональный, но требующий от тебя задействовать все свои искусствоведческие и культурные знания. Это испытание, требующее от зрителя определённого багажа. Апеллирующее к опыту. И больше эстетское, чем киноудовольствие. Одной иконой с затемнённым ликом Параджанов говорит больше, чем сотни диалогов. Действие и речь в «Цвете граната» заменяет лаконичное, но выразительное движение, символическое обобщение, канонические образы. И каким-то непостижимым способом Параджанову удаётся при этом выразить столь многое. В этих новеллах раскрывается и личность поэта, и его творчество, и взгляды на социальные, религиозные проблемы. От взросления и жизненных вех до смерти и бессмертия, от памяти поколений до веры, от значимости семейных традиций до общечеловеческих ценностей... Метафорический шедевр, каждый кадр которого нужно читать и разгадывать, искать его смысловое значение. Поэтичный и живописный, превзошедший свое время и смелый даже для нынешнего мира.
Коментарі
Дописати коментар