Разговоры о победе
телевидения над большим метром ведутся уже года этак три-четыре, но и сегодня
они все еще преждевременные. Правда, с одной оговоркой: сериалы и телефильмы
все чаще становятся единственным спасением от однообразия, убожества и
тотального сюжетного маразма большинства
кинопрокатных продуктов. И пока стоящих фильмов в год выходит около десяти, а
блестящих - и вовсе не более пяти волей-неволей приходится искать качество и
развлечение на маленьких экранах. И чаще всего телесериалы привлекают в периоды
стагнации и застоя, сезоны проходных середнячков и ожидания чего-нибудь
стоящего.
Они могут предложить свежие идеи, качество актёрской игры, небанальность техники и режиссуры. Все сериалы разные.
Одни - всего лишь сиюминутное развлечение, предлагающие на минут 40, а то и час отвлечься от повседневных забот и забыть обо всем. То смешные, то стильные, то приключенчески-бесшабашные, то погружающие в атмосферу другого времени, то шевелящие нервы отменным триллером, они - действительно идеальный вариант «быстрого» смотрения для тихого вечера после трудного рабочего дня.
Именно такие
- «Агенты Щ.И.Т.а» со столь старомодным и ностальгичным набором персонажей, с любимым агентом Коулсоном, с добротными ценностями и стереотипами;
- просто проходящие «Люди будущего»;
- наивные и добрые «Однажды в сказке»;
- абрамсовский «В поле зрения» (считаю что эпитета лучше не подберешь);
- забавный «Касл» с чертовски обаятельный героем;
блестящий напряжённый «Чёрный список»;
- музыкально-мелодраматичный «Нэшвиль».
И наконец, застрявший между первой и четвертой категорией особнячок - «Аббатство Даунтон» с безупречной стилизацией былых времен и великолепием английской актёрской школы. Первый сезон я бы отнесла к категории четвертой, гениальных произведений, с первой секунды и до последней каждая серия создавала удивительную атмосферу, хрупкую и тонкую, переносящую тебя в совсем другую эпоху и задевающую в тебе столь много струн. Дальше… дальше началось нечто гораздо более близкое к мелодраме, и пусть уровень все равно высок, «Аббатство» потеряло магию абсолютного погружения, но все равно осталось продуктом высокого качества, серия которого станет отличным завершением дня.
Новый сезон подарил немало новых открытий, по большей мере - разочаровывающих. Надежда на сериальную весну, легкое недоумение о потери «Шерлоком» выдержанной интеллектуальность и клиповой переборщенности, логичное завершение «Лютера»… уже совсем скоро стартуют новые проекты, о которых, я надеюсь, появится повод написать хвалебные оды.
Они могут предложить свежие идеи, качество актёрской игры, небанальность техники и режиссуры. Все сериалы разные.
Одни - всего лишь сиюминутное развлечение, предлагающие на минут 40, а то и час отвлечься от повседневных забот и забыть обо всем. То смешные, то стильные, то приключенчески-бесшабашные, то погружающие в атмосферу другого времени, то шевелящие нервы отменным триллером, они - действительно идеальный вариант «быстрого» смотрения для тихого вечера после трудного рабочего дня.
Именно такие
- «Агенты Щ.И.Т.а» со столь старомодным и ностальгичным набором персонажей, с любимым агентом Коулсоном, с добротными ценностями и стереотипами;
- просто проходящие «Люди будущего»;
- наивные и добрые «Однажды в сказке»;
- абрамсовский «В поле зрения» (считаю что эпитета лучше не подберешь);
- забавный «Касл» с чертовски обаятельный героем;
блестящий напряжённый «Чёрный список»;
- музыкально-мелодраматичный «Нэшвиль».
Их
много, и все они стоят потраченного времени, ведь дают то, что мы ищем - отдых
ума и тела. Это не шедевры, а просто добротные и качественные продукты,
идеально сбалансированные по всем параметрам.
Другие - «Ходячие
мертвецы», к примеру - не стоят и секунды внимания. Зачем они созданы, что они
несут, что они нам дают? Трэш не стоит бесценных секунд нашей жизни, как и
внимание деструктивному инстинктивному воспеванию насилия.
Третьи - могли бы
стать большим, чем стали в итоге. И прежде всего речь об «Игре престолов».
Масштабная и снятая на лучшем в истории сериалов уровне фантастика на глазах
превратилась в пустую и полную бессмысленности сагу, потерявшую свой потенциал.
Конечно, вина здесь прежде всего в материале, в самом литературном источнике,
но не только. Обилие насилия и даже его культ, которые в первом сезоне
воспринимались как необходимые инструменты, дань рейтингу и тенденциям, стали
абсолютной доминантой. Ни философской основы, ни социальной остроты, ни
концепции мира в этом «продукте» уже не осталось. Сюжет как таковой превратился
в беспорядочные и никому ненужные рассусоливания и бродилки, действие и интрига
умерли еще во втором сезоне, и все, что ещё способно удивить - очередной виток
бессмысленных расправ. А зачем в принципе писать такую сагу? Чтобы живописать
непонятную тягу к расправам и инцестам? Зачем автор создал этот мир, если и
Зима, и вся философская основа уже давно забыты (если допустить, они были в
принципе)? Зачем? И что стоящего, кроме качества съёмки и игры актёров,
исполняющих явно застопорившиеся роли, есть в этом сериале? Фэнтези - это нечто
большее, чем история о видах и способах убийства и сексуальных отклонениях.
Есть среди сериалов
и гениальные произведения, которые по своей художественной ценности превосходят
порой и лучшие художественные полнометражки. И пусть часто это ощущение шедевра
рассеивается с началом второго сезона, они все равно остаются маленьким чудом.
Таков - пример гениально работы сценаристов и всего, на что еще способно
британское кино - безупречный, смелый, неподражаемо великолепный «Шерлок», о
котором сколько не пиши, а все мало. Но сегодня я хочу вспомнить о двух таких
сериалах - «Большая буква Р», или «По большому счету», гениальная, смелая и
абсурдная работа, которая заставляла рыдать и переворачивала все внутри, и
комедийному сериалу «На старт». Первая - откровенная, прячущая за смехом и
стилем проникновенную, сквозящую боль история о принятии смертельной болезни и
призмы, сквозь которую меняется само восприятие жизни. Вторая - о том, что все
мы немного ненормальные, неправильные и несчастные, что у каждого - своя мера
счастья и правильности, но больше всего - о том, что потери в гораздо большей
степени незаживающие раны, перерождающие нас самих. Смех сквозь слезы,
уникальный способ подачи и потрясающая глубина - вот что роднит два сериала,
которые я смело причисляю к лучшему, что я когда-либо смотрела.
И наконец, застрявший между первой и четвертой категорией особнячок - «Аббатство Даунтон» с безупречной стилизацией былых времен и великолепием английской актёрской школы. Первый сезон я бы отнесла к категории четвертой, гениальных произведений, с первой секунды и до последней каждая серия создавала удивительную атмосферу, хрупкую и тонкую, переносящую тебя в совсем другую эпоху и задевающую в тебе столь много струн. Дальше… дальше началось нечто гораздо более близкое к мелодраме, и пусть уровень все равно высок, «Аббатство» потеряло магию абсолютного погружения, но все равно осталось продуктом высокого качества, серия которого станет отличным завершением дня.
Новый сезон подарил немало новых открытий, по большей мере - разочаровывающих. Надежда на сериальную весну, легкое недоумение о потери «Шерлоком» выдержанной интеллектуальность и клиповой переборщенности, логичное завершение «Лютера»… уже совсем скоро стартуют новые проекты, о которых, я надеюсь, появится повод написать хвалебные оды.
Коментарі
Дописати коментар